Экологическая безопасность на предприятии
Экологическая безопасность деятельности предприятий в 2025 году выходит на первый план. Государство ужесточает природоохранные требования: вводятся новые нормы для снижения выбросов и отходов, растут экологические платежи. Это означает, что руководителям и специалистам предприятий нужно актуализировать свои подходы к экологии.


Содержание:
- Основные проблемы предприятий
- Новые экологические правила
- Экологические платежи за выбросы
- Как подготовиться к новым требованиям
- Изменения в законодательстве по экологической безопасности в 2025 г.
Основные проблемы предприятий
Утилизация отходов
Одной из острых проблем остается обращение с отходами. На многих предприятиях накапливаются отходы I–IV классов опасности, которые своевременно не утилизируются. Возникают сложности с хранением и вывозом: например, не хватает места на площадках, трудности с поиском лицензированных переработчиков.
Особенно опасна ситуация с токсичными отходами I и II класса – их неправильное хранение или передача может привести к серьезному загрязнению окружающей среды и санкциям для предприятия. Для решения проблемы компаниям необходимо заключать договоры с профильными компаниями на вывоз и переработку отходов, вести учет отходов и своевременно оформлять требуемые документы.
Отсутствие экологической документации
Многие штрафы связаны с тем, что на предприятии отсутствуют обязательные экологические документы. Каждая организация-природопользователь должна иметь полный комплект разрешительной и учетной документации. К таким документам относятся: паспорта отходов на все виды опасных отходов, бумаги об утвержденных нормативах – например, проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и нормативов сбросов в водные объекты, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а еще договоры на вывоз отходов и журналы учета.
Обязательна и отчетность: каждый год это сведения об образовании, применении и размещении отходов, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду и иные бумаги.
Недостаток специалистов
Еще одна проблема – кадровый дефицит в области экологии. На многих предприятиях нет штатного эколога или ответственные назначаются формально, совмещая экологические обязанности с другими должностями. В результате требования природоохранного законодательства могут выполняться не полностью из-за незнания нюансов. Регулярно меняющиеся законы, новые правила отчетности – без профильного специалиста за ними сложно уследить.

Новые экологические правила
Экологический сбор
Экосбор – важное нововведение последних лет, которое в 2025 году затрагивает широкий круг компаний. Этот сбор выплачивают производители и импортеры товаров и упаковки в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). Проще говоря, если предприятие выпускает продукцию (от пластиковой упаковки до техники или шин), оно обязано обеспечить утилизацию образующихся после использования отходов. В случае невыполнения норматива утилизации придется заплатить экологический сбор. В 2025 году требования ужесточились: нормативы утилизации повышаются, а базовые ставки сбора выросли примерно на 15% по сравнению с прошлым годом.
Например, для производителей картонной упаковки норматив переработки отходов составляет уже 30%, а в ближайшие годы будет доведен до 100% для упаковки к 2027 году. Ставки сбора установлены правительством для каждой группы товаров (например, для одежды и текстиля – 18 750 руб/тонну в 2025 г.). Отчитаться надо ежегодно: предприятия подают в Росприроднадзор отчет о выпущенных товарах и переработанных отходах, а до 15 апреля следующего года осуществляют расчет и уплату сбора за неутилизированные объемы.
Увеличение нормативов
В 2025 году вводятся более строгие нормативы по выбросам, сбросам и обращению с отходами. Так, с 1 сентября 2025 года должны вступить в силу новые предельно разрешенные нормы выбросов и сбросов загрязняющих веществ для производства. Особенно это коснется тех, у кого в выбросах присутствуют высокотоксичные вещества I и II классов опасности: для них будут выставлены максимально жесткие рамки. Это значит, что предприятиям I категории (крупнейшим загрязнителям) при получении комплексного экологического разрешения придется обеспечивать минимально возможные выбросы по самым опасным веществам, требуя внедрения лучших технологий обработки.
Кроме того, расширился перечень контролируемых загрязнителей: с начала 2025 года государство включило более 50 новых веществ в список тех, по которым нормируются выбросы и рассчитывается плата за загрязнение. В этот список добавлены, например, сажа (углерод), ряд тяжелых металлов (бериллий, цинк, барий), винилхлорид, асбестосодержащая пыль и др. Предприятия должны учитывать эти вещества при инвентаризации выбросов и могут столкнуться с дополнительными требованиями по их сокращению.
Использование вторсырья
С 1 января 2025 года в силу вступило требование об обязательном задействовании вторичного сырья при производстве товаров. Правительство создало перечень продукции, при выпуске которой теперь нужно применять материалы, полученные из отходов (вторресурсы). В этот список вошли, в частности:
- Строительные материалы – цемент, кирпичи, почвогрунты;
- Резинотехнические изделия – покрытия из резиновой крошки, некоторые виды техизделий из резины;
- Древесные материалы – гранулы и брикеты из дерева, древесно-стружечные плиты.
Для каждой позиции установлена минимальная доля вторичного сырья в составе продукции (например, при изготовлении дорожных покрытий нужно использовать не менее 5% переработанной резины, а при рекультивации земель – до 10% вторичных материалов). Кроме товаров, распоряжением Правительства перечислены и виды работ, где тоже обязано применяться вторсырье – это строительство и реконструкция дорог, ликвидация промышленных выработок, рекультивация нарушенных земель и др. Новое требование призвано сформировать рынок вторсырья: когда производители вынуждены покупать переработанные материалы, переработчикам отходов становится выгоднее их производить, а сборщикам отходов – выгоднее сортировать. Хотя пока неясно, как и кем будет контролироваться исполнение (механизм ответственности еще в работе), игнорировать требование опасно: рано или поздно оно станет предметом надзора, и фирма-нарушитель рискует столкнуться с санкциями.
Экологические платежи за выбросы
Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это платеж от предприятий за загрязняющие выбросы в воздух, сбросы сточных вод и размещение отходов. В 2025 году произошли изменения в системе таких платежей. Правительство России обновило перечень веществ, за которые взимается плата: добавлено 54 новых загрязняющих соединения. Это значит, что если раньше предприятие могло не платить за выброс, к примеру, винилхлорида или сажи, то начиная с отчетного 2025 года эти вещества облагаются платой наравне с другими. Для новых позиций установлены базовые ставки платы – по аналогии с уже действующими и проиндексированные на инфляцию.
Важно отметить, что плата за негативное воздействие – это не штраф, а регулярный обязательный платеж. Однако за сокрытие или занижение данных о выбросах предусмотрена уже административная ответственность. В 2025 году введены штрафы для должностных лиц и компаний за недостоверные сведения в отчетах о выбросах, включая отчеты по парниковым газам.
Как подготовиться к новым требованиям
Подготовка к проверке Росприроднадзора
Росприроднадзор проводит как плановые, так и внеплановые проверки предприятий – и к любой из них нужно быть готовым. Как проходит проверка? Обычно инспекторы запрашивают пакет документов и выезжают на осмотр производственных объектов. Срок проверки обычно до 20 рабочих дней (для малых предприятий сокращен до 50 часов работы инспектора). Проверяющие оценивают, соблюдаются ли обязательные экологические требования, и сверяют документы с фактической ситуацией.
Чтобы успешно пройти проверку, предприятие должно заранее привести в порядок документацию:
- Убедиться, что имеются все разрешительные документы: действующие разрешения на выбросы в атмосферу (либо декларация о выбросах для менее опасных объектов), разрешение на сброс сточных вод, лицензия на деятельность с опасными отходами (если требуется). При наличии комплексного экологического разрешения – проверить его актуальность и выполнение условий.
- Паспорта отходов: каждый отход I–IV класса должен иметь утвержденный паспорт, подтверждающий класс опасности.
- Учетные журналы: вести журналы учета движения отходов, журналы эксплуатации природоохранного оборудования (например, газоочистных установок), журналы контроля источников выбросов.
- Отчетность и платежи: подготовить копии сданных форм государственной статистической отчетности (например, 2-ТП «Отходы» и 2-ТП «Воздух» за последние годы), расчеты и квитанции об уплате экологических платежей за предыдущие периоды, копию декларации о плате за НВОС. Если были превышения нормативов и производились платежи с коэффициентом или штрафы – эти документы тоже должны быть в наличии.
- Приказы и должностные инструкции: важно иметь приказы о назначении ответственного за экологическую безопасность, программу производственного экологического контроля, планы мероприятий по охране окружающей среды на текущий и прошлый год.
При проверке инспекторы Росприроднадзора особое внимание уделяют наличию проектов ПДВ, ПНООЛР, паспортов отходов. Типичная ошибка предприятий – отсутствие этих проектов или несвоевременное их обновление после изменений в производстве. Еще одна распространенная проблема – недостоверные данные: например, указание заниженных объемов выбросов или образования отходов в отчетах.
Изменения в законодательстве по экологической безопасности в 2025 г.
- Подтверждение соответствия лицензии на обращение с отходами
- Постановление Правительства РФ от 28.02.2024 N 226 – вступило в силу 1 сентября 2024 г. (процедура периодического подтверждения лицензии запускается с 1 марта 2025 г.).
- Обязательное использование вторсырья в производстве
- Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2024 N 2330-р – вступило в силу 1 января 2025 г. (установлены требования по доле вторичных ресурсов в продукции и работах).
- Базовые ставки экологического сбора на 2025–2027 годы
- Постановление Правительства РФ от 01.08.2024 N 1041 – вступило в силу 1 января 2025 г. (утверждены увеличенные на 2025 г. ставки экосбора и коэффициенты сложности утилизации).
- Новые нормативы образования отходов и контроль
- Федеральный закон от 08.08.2024 N 296-ФЗ – вступил в силу 1 марта 2025 г. (изменения в закон «Об отходах производства и потребления»: новая система нормирования отходов, устранение двойного учета в РОП и др.).